Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Протазанов Яков Александрович (1881–1945), один из ведущих режиссеров немого кино, сценарист, актер.
Родился в Москве. В 1900 г. окончил коммерческое училище и работал продавцом. В 1904–1906 гг. Протазанов занимался самообразованием во Франции и Италии. С 1906 г., сменив ряд профессий (конторщика, бухгалтера, переводчика), он стал помощником режиссера московской кинофирмы «Глория». С 1910 г. работал в кинофирме П. Тимана и Ф. Рейнгардта. В 1914 г., завоевав репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И. Ермольева. В 1918 г. вместе с группой актеров и режиссеров этой кинофирмы Яков Александрович эмигрировал и работал во Франции и Германии, в кинофирмах «Пате», «Гомон», «УФА», где в период 1920–1923 гг. снял ряд фильмов: «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Смысл смерти», «Паломничество любви», «Страшное приключение». В 1923 г. режиссер вернулся в СССР. В 1935 г. он получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1944 г. – заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР.
В 2006 г. отмечается 125 лет со дня рождения Я.А. Протазанова.