Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Кончаловский Петр (1876–1956), художник. Учился в академии Жюлиана в Париже и в петербургской Академии художеств. В 1910 г. совершил вместе со своим тестем – знаменитым историческим живописцем В.И. Суриковым – поездку в Испанию, которая очень повлияла на манеру молодого живописца. Кончаловский был одним из основателей общества «Бубновый валет», первая выставка которого открылась в Москве в декабре 1910 г. В конце 1910-х гг. серьезно изменилось отношение Кончаловского к цвету, в его живописи появились свет и воздушность атмосферы, неизбежно влияющие на качество цвета и подчиняющее его новым требованиям. В 1920-е гг. художник частично отказался от сезанновских методов пейзажа и обратился к традиционным живописным приемам старых мастеров, в частности, венецианских живописцев. Уникальность творческого пути Кончаловского заключалась в том, что, сохраняя высокий авторитет в среде художников, он был одним из официально признанных мастеров социалистического реализма. В 2006 г. отмечается 130 лет со дня рождения П. Кончаловского.