Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Фельцман Оскар Борисович ( род. в 1921 г.), композитор.
Родился в Одессе. Музыка с детства стала увлечением Оскара Фельцмана. Свою первую фортепианную пьесу он сочинил в 6 лет и назвал «Осень». В дальнейшем он очень быстро овладел музыкальной грамотой и начал писать клавиры. В 1939 г. О. Фельцман окончил знаменитую школу имени П.С. Столярского с занесением на Золотую доску почета и отправился в Москву. Он поступил в консерваторию в класс В.Я. Шебалина. На вступительном экзамене на композиторском факультете блестяще приняли его «Сонатину» для фортепиано. На 2-м курсе ему предоставили Сталинскую стипендию. Первые шаги на эстраде композитор делал очень быстро. В 1967 г. на радио организовали передачу «С добрым утром!». Фельцмана попросили написать для нее песню, которая стала бы звуковыми позывными, каждое воскресенье возвещавшими, что «воскресенье – день веселья». Песня была написана на слова Ольги Фадеевой, а спел ее Марк Бернес. Многие песни композитора впервые прозвучали в эфире именно этой радиопрограммы. В середине 1980-х гг. О.Б. Фельцман организовал для своих авторских концертов инструментальный ансамбль «Огни Москвы» с солисткой Ириной Аллегровой, который позже передал композитору Давиду Тухманову. В последние годы композитором создан целый ряд камерных произведений, в том числе «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой», «Цикл песен на стихи Х. Бялика». О.Б. Фельцман – Народный артист России, кавалер орденов Дружбы народов и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, многократный лауреат международных, всесоюзных и всероссийских песенных фестивалей. В настоящее время Оскар Борисович живет и работает в Москве. В 2006 г. отмечается 85 лет со дня рождения О.Б. Фельцмана.