Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Писатель. Родился 16.02.1831 в селе Горохово (ныне Орловская обл.), в семье чиновника.
Учился в Орловской гимназии. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов. В 60-е создаёт ряд рассказов и повестей: «Погасшее дело», «Язвительный», «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда» (в 1934 Шостакович Д.Д создал одноимённую оперу; возобновлена в 1962 под названием «Катерина Измайлова»), «Воительница», пьесу «Расточитель» и др. В середине 70-х начинает создавать галерею типов праведников - могучих духом, талантливых патриотов русской земли: роман «Соборяне», повести и рассказы «Очарованный странник», «Запечатлённый ангел», «Несмертельный голован», «Печерские антики», «Однодум» и др. В его творчестве чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, вера в его творческие силы: повесть «Железная воля», «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» и др.