Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На рубеже XVI–XVII вв. Россию ожидало новое тяжёлое испытание – в это время ей пришлось пережить один из самых драматичных периодов в своей истории. Опричнина, введённая Иваном Грозным для борьбы с боярской оппозицией и вылившаяся в массовые репрессии и кровавые расправы с теми, кого царь подозревал в измене, а также изнурительная, неудачная Ливонская война (1558–1583) за возврат старых новгородских земель и выход к берегам Балтийского моря разорили страну, привели её к экономическому упадку и политической дестабилизации. После смерти Ивана Грозного в стране возник глубочайший общественный кризис, охвативший все стороны русской жизни: политику, экономику, культуру, идеологию, нравственность – и поставивший вопрос о самом существовании независимого Российского государства.
Ослаблением страны и обострением в ней внутренних конфликтов воспользовалась Польша, предпринявшая в 1609 г. открытую интервенцию против России. В июле 1610 г. власть в Москве захватили бояре («семибоярщина»). Они сдали столицу интервентам и посадили на московский престол польского королевича. В то же время шведы захватили Новгород, часть Карелии, грабили русские земли. Этот сложный и драматический период вошёл в отечественную историю под названием «Смута» или «Смутное время».
Спасти страну в создавшихся условиях мог только сам народ. И он нашёл в себе силы сделать это. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде посадский староста Кузьма Минин призвал народ к созданию ополчения для борьбы с захватчиками. Военным руководителем народного войска стал князь Дмитрий Пожарский. В конце лета 1612 г. ополченцы подошли к Москве, разбили войска гетмана Ходкевича, шедшие на помощь полякам, осаждённым в Кремле, а в октябре освободили от захватчиков и сам Кремль.
В память об этом историческом событии в 1818 г. в центре Москвы, на Красной площади был воздвигнут скульптурный памятник руководителям ополчения с лаконичной надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому — благодарная Россия».
Таким образом, в ходе Смуты в конечном счёте победу над хаосом, конформизмом и прямой изменой представителей господствующего класса — бояр одержали здоровые государственные национальные силы.
Преодоление последствий Смутного времени, или «великой разрухи Московского государства», заняло несколько десятилетий и завершилось лишь к середине XVII в. Постепенной стабилизации обстановки в стране способствовало избрание в 1613 г. на Земском соборе (самом представительном за всю историю средневековой России) нового царя Михаила Романова. С этого времени берёт начало новая династия русских самодержцев, правившая в России более 300 лет.
В XVII в., после воцарения Романовых, в стране происходит дальнейшее развитие феодально-крепостнической системы и укрепление феодальной земельной собственности.
В 1649 г. было принято Соборное уложение — наиболее полный свод законов Московского государства. Оно завершило развитие крепостнического законодательства и окончательно оформило систему крепостного права в России. Реакцией народа на усиление крепостнического гнёта стала целая серия восстаний, наиболее крупным из которых было восстание под руководством Степана Разина, жестоко подавленное в 1671 г.
Во второй половине XVII в. произошли важные изменения и в политическом строе Российского государства, который всё больше (особенно в последней четверти столетия) эволюционировал в сторону абсолютизма (т.е. полной и безраздельной власти монарха). Наиболее ярким проявлением этой тенденции стало падение роли земских соборов.
По книге Вьюнова Ю.А. Русский культурный архетип. Страноведение России: учебное пособие. М., 2005.