Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Новгород и его роль в развитии Древнерусского государства
Особый интерес в развитии Древней Руси представляет история Новгорода – одного из красивейших городов европейского средневековья. Современники называли его Господин Великий Новгород. Основанный в IX в. на берегах реки Волхов, он стал политическим, торговым и культурным центром крупной феодальной республики, земли которой раскинулись от Балтийского моря до Северного Ледовитого океана и Урала.
По традиции великие киевские князья направляли в Новгород на княжение своих старших сыновей. Однако власть князя не была полной и абсолютной, её ограничивало вече – общее собрание всех совершеннолетних мужчин-новгородцев. Летом 1136 г. новгородцы решили окончательно порвать с Киевом и отделиться. Они изгнали князя и объявили Новгород республикой. С тех пор Великий Новгород стал полностью самостоятельным феодальным государством, в котором долго действовала самая широкая феодальная демократия и где правили выборные представители господствующего класса.
Высший орган – вече – избирал высших должностных лиц: посадника, тысяцкого и архиепископа. Основной фигурой в новгородском управлении был посадник, который избирался из числа самых знатных и влиятельных бояр. Именно он являлся фактическим главой города. Тысяцкий руководил тысячным ополчением, а также сбором различных податей, участвовал в работе торгового суда. На вече избирался и глава новгородской церкви – архиепископ, только после этого он утверждался митрополитом. Архиепископ вместе с посадником и тысяцким участвовал в управлении всей Новгородской землёй.
Город имел свои законы, деньги и своё войско, для руководства которым приглашался какой-либо понравившийся новгородцам князь. Например, четыре раза приглашался в Новгород на службу Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо. Служил Новгородской республике и сын Ярослава Александр Невский. Права князя определялись договором с городом, который точно и скрупулёзно расписывал права и обязанности князя. Интересно, что князь не мог, например, иметь в Новгородской земле своих источников дохода, независимых от Новгорода. Ему запрещалось приобретать сёла и слободы в Новгородской земле. Он мог участвовать в торговле с заграничными купцами, но только через новгородских посредников. Главная же его обязанность состояла в защите города от внешних врагов. Если же князь нарушал договор, новгородцы его изгоняли. Не избежал этой участи даже Александр Невский, имевший большие заслуги перед городом, но превысивший княжеские права и нарушивший заключённый договор.
Основной политической ценностью для новгородцев была не верность князю, а преданность городской общине, интересам Великого Новгорода. Таким образом, русский народ ещё в начале II тысячелетия н.э. имел опыт организации общественной жизни на демократических началах в масштабах феодальной республики. Можно сказать, что это был, по существу, один из вариантов развития российской цивилизации, зародыш республиканского строя западноевропейского типа.
Основное население Новгорода составляли ремесленники – умелые, талантливые мастера, изделия которых славились не только на Руси, но и далеко за её пределами. В городе проживало и много купцов, энергией и трудами которых были установлены широкие торговые связи Новгорода с другими русскими землями и княжествами, а также со многими государствами средневековой Европы. Высшее новгородское сословие было представлено боярством, которое, в отличие от боярства других русских земель, было кастовым. Дело в том, что новгородским боярином нельзя было стать, им можно было только родиться.
В Новгороде были грамотными и богатые, знатные люди, и простые, небогатые горожане. Об этом убедительно свидетельствуют находки учёных-археологов, обнаруживших сотни берестяных грамот с различными, в том числе хозяйственными и бытовыми записями представителей самых разных слоев населения. До наших дней дошли замечательные произведения устного народного творчества средневекового Новгорода, а также памятники архитектуры того времени: гордость новгородцев – Кремль, собор Святой Софии, Георгиевский собор Юрьева монастыря и знаменитая своими фресками церковь Спас-Нередица.
По книге Вьюнова Ю.А. Русский культурный архетип. Страноведение России: учебное пособие. М., 2005.