Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Крах экономической системы социализма вызвал необходимость проведения в стране экономических реформ и постепенного перехода к рыночным отношениям. Для этого необходимо было провести либерализацию цен, приватизацию в промышленности и сельском хозяйстве; разработать новую налоговую политику.
Радикальные экономические реформы, получившие название «шоковая терапия», начались в январе 1992 года. Цены стали свободными и за год выросли на 2 400%. Обесценились вклады населения. Материальное положение большинства населения резко ухудшилось, и многие оказались за чертой бедности. И хотя магазины стали наполняться промышленными и продовольственными товарами, спрос на них резко падал из-за низкой покупательной способности большинства россиян.
В результате реформы примерно на 1/5 сократились национальный доход и промышленное производство. Экономика держалась за счёт отраслей, добывающих газ и нефть, увеличивая экспорт этих товаров.
В конце 1992 года населению выдали приватизационные чеки (ваучеры) номинальной стоимостью 10 тыс. руб. (приблизительно 330 дол. в ценах 2004 года), которые можно было вкладывать в приватизируемые предприятия. Предполагалось, что таким путём будет создан широкий слой собственников, который станет основой среднего класса страны. Однако началась бесконтрольная скупка ваучеров по заниженным ценам коммерческими банками и отдельными состоятельными людьми. Большинству населения ваучеризация ничего не дала и не сделала людей процветающими собственниками. Не оправдались надежды государства и на доходы от приватизации. Из 250 тыс. предприятий в частную собственность перешло всего около 47 тыс. Доходы государства от приватизации составили более 150 млрд руб. Однако главная задача – достижение экономической стабильности – не была выполнена.
К середине 90-х годов экономическое положение продолжало ухудшаться. Объём инвестиций в народное хозяйство сократился на 40–60%. Страну покинули десятки тысяч учёных, специалистов, деятелей культуры. Внутренний долг вырос до 100 млрд руб., а внешний – до 150 млрд дол. США. Огромные масштабы приняло «бегство» российских капиталов за рубеж. Производство поразил кризис неплатежей, который возник из-за того, что у предприятий не хватало средств. Это привело к тому, что заводы, фабрики перестали платить налоги в бюджет, не рассчитывались друг с другом за полученные товары, задерживали зарплату своим работникам. Государство не знало, как быть с предприятиями-должниками: закрывать, продавать или помогать? К тому же государство само выпускало ценные бумаги – продавая их банкам, страна пополняла бюджет. Но в августе 1998 года правительство отказалось платить по долговым бумагам государства. Это взорвало всю финансовую систему. Разорились банки, которые вкладывали деньги не в производство, а в эти ценные бумаги. За считанные недели рубль относительно доллара подешевел втрое, цены резко поднялись вверх. Страна оказалась на грани полного банкротства. Экономические реформы 1992–1998 годов во многом обернулись крахом.
Потребовались немедленные преобразования в экономике, чтобы стабилизировать ситуацию в стране. Было ослаблено налоговое бремя: введен единый 13-процентный налог на доходы физических лиц и 24-процентный – на прибыль предприятий и организаций. Страна отказалась от внешних займов, начала выплачивать долги по международным обязательствам.
Особое внимание было уделено аграрному сектору России. Появились новые формы хозяйствования, была ликвидирована государственная монополия на землю, расширились права сельскохозяйственных предприятий. В 2001 году был принят Земельный кодекс, который должен был способствовать переходу к рыночным отношениям в аграрной сфере. Но тем не менее проблемы в этом секторе экономики остаются. Решение их – первоочередная задача правительства.