Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На огромном пространстве от Северного Ледовитого океана на севере до Чёрного моря на юге и от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке раскинулась на многие сотни километров Восточно-Европейская равнина. Здесь, на этой необозримой равнине, пересекаемой множеством больших и малых рек, покрытой в центральной и северной своих частях огромными лесами, и проходило формирование русского народа.
На Восточно-Европейской равнине человек поселился очень давно – несколько тысячелетий назад. Уже в начале нашей эры здесь жили восточные славяне – потомки древних земледельческих и скотоводческих племён, занимавших в далёком прошлом обширные пространства в центре Европы.
Нужно сказать, что по поводу древнейшей истории славян, их происхождения и прародины существует несколько гипотез, что связано, прежде всего, с отрывочностью и противоречивостью имеющихся сведений по этому вопросу.
Однако, как считает сегодня большинство историков, славяне выделились из индоевропейской общности ещё в середине II тысячелетия до н.э. Что касается праславянского языка, то исследователи полагают, что он начал складываться позднее, в середине I тысячелетия.
Известно также, что античные авторы уже в первые века нашей эры писали о славянах, как о «великом народе», «бесчисленных племенах», которых они называли венедами, антами, склавинами. Многие учёные считают, что исходная территория, на которой началось формирование славянства, охватывала, по-видимому, пространство от Верхнего Одера на западе до Среднего Днепра на востоке. Во всяком случае, именно на этой территории археологи открыли ряд древнейших культур, принадлежащих славянским племенам.
Дальнейшее расселение славян, особенно интенсивное в середине I тысячелетия н.э., происходило по трём основным направлениям: на юг (на Балканский полуостров), на запад (в район Среднего Дуная и междуречье Одера и Эльбы) и на северо-восток по Восточно-Европейской равнине.
В результате этого расселения произошло разделение славянства на три ветви:
южную (сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, современные болгары);
западную (современные поляки, чехи, словаки);
восточную (русские, украинцы и белорусы).
Таким образом, в эпоху Великого переселения народов IV– V вв. н.э. славяне заняли территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.
Завершающий этап выделения восточных славян из общеславянского единства учёные относят к VI– VII вв. н.э.
К IX в. восточные славяне представляли собой уже целые племенные объединения – союзы племён, которые носили не только родовой, но и территориально-политический характер. Такие племенные союзы включали в себя десятки отдельных племён и способны были обеспечить более эффективную защиту границ восточно-славянских земель. Наиболее значительными из них были:
поляне, располагавшиеся в лесостепи по среднему течению Днепра;
их соседи – древляне, расселившиеся в лесной зоне по южным притокам реки Припяти;
дреговичи (от слова «дрягва» – болото), жившие к северу от древлян между реками Припять и Западная Двина;
кривичи – самое большое племенное объединение, – обитавшие в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги;
словене (ильменские), жившие возле озера Ильмень и реки Волхов;
вятичи, занимавшие территорию в верховьях и среднем течении реки Оки;
радимичи, расселившиеся по реке Сожь и её притокам, и др.
Как видим, поселения восточных славян располагались уже в то время на обширных пространствах Восточно-Европейской равнины, в основном по берегам рек и озёр. При этом их названия большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения.
Земля полян, как указывают летописи, носила также название «русь». Некоторые историки считают, что так называлось одно из племён, жившее по берегам реки Рось – притоке Днепра, и впоследствии это название распространилось на весь племенной союз полян. Однако это лишь одно из объяснений появления термина «русь». Существует, например, мнение, что слово «русь» восходит к имени норманнского (варяжского) племени. Вопрос о происхождении этого названия до сих пор остаётся открытым, и, очевидно, учёные ещё долго будут спорить по этому вопросу и выдвигать различные гипотезы. Так или иначе, но совершенно ясно одно: самоназвание «русь» закрепилось и его наследовал народ.
По книге Вьюнова Ю.А. Русский культурный архетип. Страноведение России: учебное пособие. М., 2005.