Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
После распада Советского государства в начале 90-х годов жизнь российской культуры и науки сильно изменилась. Прежде всего, произошли глубокие и радикальные перемены во взаимоотношениях деятелей и организаций культуры с властью. Исчезли такие явления, как цензура и государственный контроль. Теперь каждый учёный мог беспрепятственно публиковать результаты своих работ и высказывать любые мнения. Открылись границы страны, и специалисты получили возможность свободно общаться с зарубежными коллегами.
Вместе с тем переход экономики на рыночные отношения сильно ограничил возможности государства по финансированию сферы культуры, науки и образования. Из-за недостатка средств были остановлены или сокращены крупнейшие научные программы, десятилетиями являвшиеся гордостью страны. Вот один из примеров. В 80-х годах на создание космического корабля многоразового использования «Буран» выделялась в год сумма, равная 0,6–0,7 млрд дол. США. Эта уникальная машина, полностью управляемая компьютерами, совершила полёт в космос и вернулась на землю, после чего её превратили в аттракцион в Парке культуры и отдыха в Москве.
Сокращение финансирования (с 1992 года в 20 раз ) привело к тому, что из вузов ушел каждый десятый, из академической науки – каждый четвертый ученый. Примерно 50 тыс. учёных уехали за рубеж. Подобная «утечка мозгов» происходила в России лишь после революции 1917 года.
Тем не менее потенциал у науки есть. В июле 2001 года Россия стала третьей в мире страной (после США и Японии), разработавшей суперкомпьютер, выполняющий 1 триллион операций в секунду. Это открывает перспективы для разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. В 2001 году Нобелевская премия в области физики была присуждена русскому ученому Ж.И. Алферову, а в 2003 году – В. Гинзбургу.
Колоссальные трудности переживала и переживает отечественная культура на рубеже ХХ и ХХI веков. Это и ухудшение материально-технического состояния театров, музеев, библиотек, и сокращение учреждений культуры, и уход уникальных специалистов из профессии. Но несмотря на все сложности и проблемы, отечественная культура не умерла. За 90-е годы в России открылись свыше 400 музеев, и сейчас их в стране больше двух тысяч. Государственных библиотек – около 150 000. В последние годы удвоилось количество театров. Сейчас их насчитывается около семисот.
В финансировании культуры принимают участие специально создаваемые благотворительные фонды, предприниматели. Например, московский музей-заповедник «Царицыно» восстановлен усилиями художника И. Глазунова. На деньги спонсоров проводятся кино- и телефестивали, конкурсы, выставки.
В 1990 году был принят Закон РФ о печати, который провозгласил свободу средств массовой информации (СМИ). В стране в больших количествах стали издаваться газеты и журналы разных политических направлений, на телевидении появились новые публицистические передачи. Лидером в распространении культурной информации является телеканал «Культура».
Изменилась и литературная жизнь страны. В Россию вернулись многие деятели советской культуры, которые покинули Родину в 70-е годы. Среди них – Нобелевский лауреат в области литературы А.И. Солженицын. Были опубликованы произведения писателей-эмигрантов: И. Бунина «Окаянные дни», А. Аверченко «Десять ножей в спину революции» и др. Огромный интерес вызывают публикации мемуаров, произведений выдающихся русских учёных-историков, таких, как Н. Карамзин, С. Татищев, Н. Костомаров, В. Ключевский и др.
Продолжает развиваться современное российское изобразительное искусство. Оно представлено самыми различными творческими направлениями. Большое внимание привлекает творчество художников И.С. Глазунова, А.М. Шилова, Н. Сафронова. Широко известны памятники скульптора В. Клыкова (памятник маршалу Жукову на Манежной площади Москвы), З. Церетели (архитектурный ансамбль на Поклонной горе), А.Н. Бурганова (фонтан «Принцесса Турандот» у театра Е.Вахтангова)
Русский кинематограф пополняется работами таких известных режиссеров, как Н.С. Михалков («Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник»), П.Е. Тодоровский, («Военно-полевой роман»), Г. Панфилов («Романовы. Венценосная семья») и др.
Театральная жизнь России даже в годы перемен практически не затихала. Отличительной чертой театральной жизни стало значительное разнообразие репертуара. Всё также популярны Московский Художественный театр им. А.П. Чехова (руководитель О. Табаков), «Современник» (руководитель Г. Волчек), театр «Ленком» (руководитель М. Захаров), театр на Таганке (руководитель Ю. Любимов). Появились режиссеры новой театральной волны – П. Фоменко, К. Райкин, Р. Виктюк.
Не теряют своей популярности российская опера и балет (из 45 академических музыкальных театров – 15 приходится на театры оперы и балета). Наряду с всемирно известным Большим и Мариинским театрами, особую известность в последние годы получили московская Геликон опера, Новая опера под руководством Е. Колобова, Камерный театр под руководством Б. Покровского.
Российская культура и наука, несмотря на трудности, демонстрирует миру возрождение национального духа, национальной культуры и традиций.