Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ежемесячный журнал. Издается при информационной и научно-методической поддержке Министерства образования РФ. Публикует практические материалы по методике преподавания, нормативные документы, статьи, рассказывающие об опыте работы региональных, в том числе сельских, образовательных учреждений, конспекты уроков, сценарии школьных мероприятий, педагогические рекомендации и другие материалы, необходимые современной школе.
Адрес:
125130, Россия, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2а.
Тел.: (495) 153–57–00; факс: (495) 450–44–88.
E-mail: Pzvezda@list.ru, usluga@online.ru