Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Научно-методический иллюстрированный журнал. Печатный орган Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Основан в 2000 г. Выходит 4 раза в год. Издательство Санкт-Петербургскго государственного университета.
Официальные материалы – проекты законов, приказы Министерства образования, указы о создании Советов по русскому языку на различных уровнях, сведения о распределении бюджетных средств по разрабатываемым научным темам и организациям и пр.
Общество и язык – научные статьи, круглые столы, отклики на происходящее и рассуждения о состоянии русского языка в современном обществе.
Актуальные проблемы науки – теоретические исследования в области лингвистики, в частности, в области РКИ (русского как иностранного).
Методический практикум – новые методические разработки в области преподавания РКИ.
На урок – практические материалы, которые преподаватель может использовать непосредственно на уроке русского языка в иностранной аудитории.
На мировом рынке иностранных языков – данные о расширении или сужении влияния того или иного языка в мире, зарубежный опыт в преподавании и распространении языков.
Стандарты и тесты – введение для иностранных граждан Государственной системы тестирования по русскому языку, проблемы и решения. Материалы о системах тестирования в других странах.
Страничка ЮНЕСКО.
В библиотеку преподавателя – рецензии на новые монографии, учебные пособия, программы, информация об их выходе в свет, информация о защитах диссертаций в ученых советах крупных вузов страны.
Хроника и объявления – информация о работе конференций, симпозиумов, семинаров, ФПК, курсов и пр.
Адрес:
Московское бюро:
117198 Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, РУДН.
Тел.: (495) 434–07–45, факс: (495) 433–80–22.
E-mail: ropryal@mail.ru