Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Русский язык и литература» (Республика Беларусь)
Основан в 1995 г. С 2003 г. выходит ежемесячно. Журнал публикует разнообразные материалы, посвященные содержанию обучения по новым программам и учебникам, методические рекомендации по изучению отдельных тем, планы-конспекты уроков, календарно-тематическое планирование, нормативные документы, материалы для факультативных занятий, для внеклассной работы (сценарии литературных вечеров, задания олимпиад), филологические статьи, рецензии, библиографии, творческие работы учителей, сочинения учеников – победителей различных конкурсов, информацию о конференциях и семинарах, посвященных актуальным проблемам методики и новым образовательным технологиям.