Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом»
Журнал «Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом» основан в 2008 году как приложение к журналу «Русский язык за рубежом». Издание дает возможность публиковать результаты своих исследований, проведённых в процессе работы над диссертациями аспирантам и соискателям учёной степени кандидата наук, ведущим исследования в области русского языка как иностранного и неродного. На сегодняшний день вестник является единственным специализированным научным изданием, ориентированным на интересы молодых русистов – будущих преподавателей русского языка как иностранного, методистов, филологов.
International Post-Graduate Student Bulletin. Russian Language Abroad
The “International Post-Graduate Student Bulletin. Russian Language Abroad” was founded in 2008 as an application to “Russian Language Abroad” journal. The bulletin gives an opportunity to publish the results of the research, acquired by post-graduate students during their studies and work on PhD thesis, the subject of which is Russian as a foreign (not native) language. At present the Bulletin is the only specialized academic journal matching the interests of young Russian language researchers – the ones who will become teachers of Russian as a foreign language, training specialists, philologists.