Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Уважаемые авторы! Редакция журнала «Русский язык за рубежом» предлагает вам прислать статью в журнал. Для читателей нашего журнала были бы интересны статьи на следующие темы.
Практические разработки уроков, типологии упражнений и заданий по всем видам речевой деятельности («Учебный раздел»).
Новые методы в преподавании РКИ («Методика»).
Вопросы образовательной политики разных стран, функционирование русского языка в странах («Нам пишут»).
Преподавание русской литературы за рубежом.
Особенности преподавания РКИ в учебных заведениях разных стран («Из опыта преподавания»).
Сохранение русского языка в семьях соотечественников, проживающих за рубежом («Соотечественники за рубежом»).
Использование компьютерных (интерактивных) курсов, программ в обучении РКИ.
Актуальные методические и лингвистические исследования в области РКИ («Новости науки»).
Соотношение форм контроля и тестирования в РКИ.
Информация о мероприятиях, связанных с РКИ.
К присылаемым материалам желательно прилагать фото и иллюстрации. Фото авторов и данные о них обязательны.