Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
3 марта в белградском Русском центре состоялся концерт под названием «Зиму провожаем, весну встречаем». В программе участвовали ученики школы «Кнез Сима Марковић» из Бараево. В начале программы ученики посмотрели презентацию о Масленице, её главных символах, традициях и обычаях, а потом ученики выступили перед публикой с подготовленной программой – читали стихи Десанки Максимович, Мирослава Антича, пели песни «Антошка», «Ой блины, блины», «Матрёшки», «Калинка», «Она вернётся», «Катюша» и танцевали. В этот день также были объявлены победители конкурса детских рисунков на тему «Масленица». Победителям были вручены медали. В конце программы ученики посмотрели мультфильм, поделились впечатлениями и выразили надежду, что смогут ещё много раз участвовать в подобных культурных мероприятиях.
Кроме того, белградский Русский центр отметил два юбилея: 80 лет со дня рождения художника-концептуалиста В. Д. Пивоварова и 185 лет со дня рождения живописца И. И. Шишкина. Работники центра рассказали студентам о художниках и их творчестве. Встреча началась словами о московском концептуализме, к которому принадлежит первый художник. В честь Пивоварова состоялся и художественный вечер, на котором показывали его иллюстрации.
На второй выставке были показаны работы И. И. Шишкина. Методиста интересовало, что студенты знают о художнике, поэтому выставка началась с опроса. Далее все участники обсуждали живопись и роль данного художника в мировой культуре. Разговор закончился осмотром мини-выставок.