Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
24 февраля Русский центр в Пече посетила делегация посольства Российской Федерации в Венгрии. Руководитель Русского центра Валентина Вегвари рассказала о создании фонда «Русский мир», о его деятельности и о целях Русских центров. Затем она подробно остановилась на работе печского Русского центра, на мероприятиях, проводимых им, и представила несколько проектов, в которых активное участие принимал Русский центр.
Учительница начальных классов русской школы при посольстве РФ в Будапеште рассказала об учениках, которые учатся в школе, отметив их многонациональный состав, и остановилась на трудностях в обучении учащихся, не владеющих русским языком на уровне родного языка. Также обсуждались вопросы приезда учеников русской школы посольства РФ на экскурсию в Печ и их посещения Русского центра весной этого года.
27 февраля Русский центр посетили Наталья Андреева из Столыпинского центра регионального развития Москвы, Янош Молнар – член клуба тимирязевцев в Венгрии и Дежё Ковач – старший научный сотрудник Региональной академии наук Печа, являющийся активным участником мероприятий Русского центра, а также организатором проекта «Приходите к нам в гости!». На встрече обсуждались вопросы деятельности фонда «Русский мир» и гостям были показаны сообщения о работе печского Русского центра, опубликованные на портале фонда «Русский мир». Гости поздравили сотрудников центра с большой работой, проделанной по популяризации русского языка и культуры в Пече за прошедшие 5 лет, а также поблагодарили за тёплый приём, оказанный им. Также присутствовавшие обсудили вопросы приглашения любительского ансамбля русской народной песни из Сергиево-Посада в Печ для выступления в городе.
А 28 февраля Русский центр посетила Малика Ашимова – аспирант-стажёр Казахского национального педагогического университета имени Абая, которая также познакомилась с работой центра, а затем – в среду, 1 марта – приняла участие в мероприятии «Встреча любителей русского языка» вместе со студенткой из Казахстана, которая проходит обучение в бакалавриате в Печском университете по специальности «международные отношения». Как отметила М. Ашимова, о Русском центре Печа она узнала в Казахстане от своей знакомой, закончившей заочное отделение университета по специальности учитель русского языка и культуры. И уже дома запланировала посетить центр и познакомиться с его работой. Руководитель центра Валентина Вегвари представила аспирантке книгу гостей, в которой она нашла много записей и благодарностей за оказанный приём в центре как от имени студентов, посетивших Русский центр, так и от имени преподавателей вузов из Казахстана.
Русский центр всегда рад гостям, интересующимся его работой и деятельностью в распространении русского языка и культуры.