Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
27–30 января 2017 года в Севастополе при поддержке фонда «Русский мир» проводился V Международный форум студентов и молодых учителей русского языка «Перспективы образования на русском языке». Его организаторами стали Межрегиональная общественная организация города Севастополя и Республики Крым «Студенческое объединение "Сорок пятая параллель"» и Севастопольский государственный университет.
В работе конференции приняли участие студенты и молодые учителя, преподаватели вузов Республики Крым и Севастополя, а также гости из Белоруссии, Украины и Италии. Всего в адрес организационного комитета поступило более 200 заявок от представителей научно-исследовательских, высших и средних учебных заведений, государственных и общественных структур из России (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Белгород, Ростов-на-Дону, Саратов, Петрозаводск, Магнитогорск, Сургут, Казань, Самара, Курск, Липецк, Тольятти, Астрахань, Тверь, Иваново, Пермь, Новосибирск и др.), Белоруссии (Минск, Гродно), Болгарии (Шумен), Турции (Эрзурум).
С приветственным словом к участникам конференции обратились Александр Кондряков, президент Международного педагогического клуба, Евгения Рудова, директор школы № 70 (г. Минск, Белоруссия), Людмила Лазарева, директор школы «Гармония» (г. Милан, Италия). Говоря о защите прав и законных интересов соотечественников, сохранении русскоязычного пространства за пределами России, важности и необходимости продвижения русского языка в мире, а соответственно о продвижении ценностей русской культуры, выступающие задали общее направление работы форума. Также гости ответили на многочисленные вопросы участников конференции, подчеркнув особую важность и необходимость возвращения русскому языку утерянных позиций в сфере образования.
Работа конференции проходила по 9 тематическим секциям: «Развитие творческих способностей школьников на уроках русского языка», «Русский язык и гармонизация межнациональных отношений», «Актуальные вопросы лингвистики. Современные методы исследования языка, речи и текста», «Вопросы педагогики и методики преподавания русского языка и литературы», «Традиции и инновации в изучении литературы», «Традиции и инновации в преподавании иностранных языков», «Язык медийных, рекламных, издательских и PR-продуктов в поликультурном информационном пространстве», «Литературное и лингвистическое краеведение, городоведение», «Роль чтения в развитии ребёнка».
В течение трёх рабочих дней участники форума активно обсуждали вопросы, связанные с проблемами образования на русском языке за границей, подчеркивали особую роль программ развития русского языка и необходимость поддержки русских диаспор и русского мира за пределами Российской Федерации, отметив, что подключение молодёжи к решению проблем русского языка в сфере образования стран ближнего зарубежья позволит разработать долгосрочную эффективную образовательную программу для высшей и средней школы.
Участники круглого стола «Русский язык – как язык межнационального общения» обменялись мнениями относительно ситуации с русским языком в своих странах, выработали план совместных действий по внедрению и продвижению русского языка в учебный процесс высших и средних учебных заведений стран-участниц мероприятия.
Продолжили форум выездные мероприятия (интерактивные литературно-краеведческие игры, мастер-классы, конкурсы чтецов) в школах города Севастополя – № 38 имени Н. В. Челнокова (директор Г. Н. Иваницкая) и школе № 58 с углублённым изучением общественно-экономических дисциплин имени Героя Советского Союза В. И. Колядина (директор Р. И. Королева), а также в Ялтинском доме-музее А. П. Чехова.