Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учителя русского языка побывали в Русском центре в Оше
19.01.2017
12 января Русский центр Ошского филиала Российского государственного социального университета посетили учителя начальной школы Южного региона, которые повышали квалификацию в Ошском областном институте образования.
Учителя познакомились с деятельностью центра, с его библиотечным фондом. Они были приятно удивлены обилием замечательной учебной, методической и художественной литературы, свободного доступа к аудио и видеоматериалам и возможностью пользоваться ими.
Методист Русского центра М. К. Козубекова познакомила коллег с теми услугами, которые оказывает Русский центр, а также с форматом проводимых мероприятий. Учителя во время посещения отметили, что в сельской школе растёт интерес к русскому языку, однако сложно его изучать, т. к. не хватает учебников, а те, что есть, устарели. Они также сожалели о том, что в последние годы отсутствует среда общения на русском языке, остается только телевидение и Интернет.
Об этих же проблемах говорили и учителя русского языка и литературы школ Ошской и Баткенской областей, которые посетили семинар Русского центра 17 января 2017 года. Учителей интересовала методика обучения русскому языку как иностранному, чему и был посвящён семинар.
Руководитель Русского центра З. Я. Мискичекова познакомила присутствующих с методикой обучения РКИ, с учебниками и учебными пособиями, дидактическим материалом, которыми совершенно бесплатно они могут пользоваться. Учителя также интересовались интерактивными методами обучения русскому языку учащихся школ, материалами воспитательного характера.
Педагоги сетовали на то, что школы не обеспечены такой же новой, интересной учебной литературой, которой располагает центр. После обсуждения всех проблем учителям был вручён раздаточный материал, в который вошли буклет и план мероприятий Русского центра на 2017 год, кластеры по падежам, перечень писателей и книг – юбиляров 2017 года – и другие материалы.