Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Санкт-Петербурге проходит семинар для преподавателей русского языка за рубежом
14.11.2006
В Санкт-Петербурге с 8 по 12 ноября в рамках Федеральной целевой программы "Русский язык" при поддержке Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при МИД РФ (Росзарубежцентр) и информационно-справочного портала "Грамота.ру". проходит семинар для преподавателей русского языка за рубежом "Русский язык как родной в системе дополнительного образования для детей соотечественников, проживающих за рубежом". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили сегодня, 10 ноября, организаторы семинара - Центр повышения квалификации преподавателей русского языка "Златоуст".
Преподаватели - участники встречи посещают аудиторные занятия и детские сады Санкт-Петербурга для ознакомления с их работой. Участники семинара предварительно подготовили проектные работы, оцениваемые на конкурсной основе. Второй семинар этого цикла "Работа с русскоязычными детьми-билингвами в общеобразовательной зарубежной школе" пройдет с 30 ноября по 4 декабря 2006 года в Российском доме науки и культуры в Берлине. Занятия проводят ведущие специалисты по детской речи, билингвизму, интерактивным методам преподавания, а также педагоги, имеющие богатый опыт преподавания русского языка в детских учреждениях за рубежом: Николай Зайцев - автор известной методики обучения детей чтению, Игорь Загашев - международный сертификатор программы "Развитие критического мышления", Наталья Родина - московский психолог и педагог и другие. В семинарах принимают участие педагоги русских школ, кружков, детских садов Эстонии, Украины, Казахстана, Нидерландов, Финляндии, Великобритании, Швейцарии, Словакии, Словении, Австрии, Германии, Сирии, Канады.
Напомним, сегодня за пределами России проживает более 35 млн. человек, для которых русский язык является родным. Это жители бывших советских республик, а также эмигранты из СССР и России. Многие из них (особенно покинувшие Россию в последние десятилетия) поддерживают тесные контакты с родиной и хотят сохранить родной язык у своих детей. Желание сохранить русский язык у детей соотечественников находит поддержку и в России. В 2006 году внимание государственных структур и общественных организаций к русскому языку проявляется особенно сильно. Так, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям организовало участие России в качестве почетного гостя в Пекинской международной книжной ярмарке. Недавно завершилась Неделя русского языка и литературы в Италии, организованная в рамках Российско-Итальянского форума по линии гражданских обществ. При поддержке Федеральной целевой программы "Русский язык" в ближайшее время пройдут Недели русского языка в Греции, Узбекистане, Киргизии, в Москве откроется пятая Международная олимпиада по русскому языку среди школьников стран СНГ, Литвы, Латвии и Эстонии.