Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ученики начальных школ «Йован Попович» и «Князь Сима Маркович» побывали в гостях в Русском центре во вторник 27 декабря. Сотрудники центра говорили с учениками о русской традиции празднования Нового года. Дети уже знали о Снегурочке и блюдах, которые находятся на праздничном столе.
После просмотра презентации, следовало послушать гостей. Задача учеников была подготовить песни или стихотворения на любую тему. Ученики читали стихи Цветаевой и Фета, пели песни: «Ой, да не вечер», «Конь», «Дорогой длинною», «Виновата ли я», «Пусть бегут неуклюже» и «Катюшу». Ученики подготовили новогодние открытки для центра с пожеланиями на русском языке, которые потом по традиции мы повесили на бумажную ёлку в Русском центре.