Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Накануне рождественских праздников в Центре русского языка и культуры Университета Марии Кюри-Склодовской в Люблине была организована встреча, посвящённая традициям, связанным с празднованием Нового года и Рождества в России.
Центр посетила группа учеников из лицея в г. Радзынь-Подляски. Вниманию молодёжи была предложена презентация «Новогодние праздники в России», в которой были представлены история праздников, реформы календаря в России (введение нового летоисчисления при Петре I, юлианский и григорианский календари), традиционные блюда на Сочельник, языческие и христианские корни любимого Дедушки Мороза, его отличия от западного коллеги – Санта-Клауса, история появления Снегурочки, а также традиции и обычаи празднования на Руси Святок и Старого Нового года.
Кроме того, для учеников были приготовлены различные «новогодние» упражнения, например песни («В лесу родилаь ёлочка...», «Как в сказке, придёт Новый год!»), кроссворды и т. д.