Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На Кубани подвели первые итоги работы программы повышения квалификации педагогов «Русский язык»
06.12.2016
В ее рамках учителя ищут новые пути преподавания предмета, чтобы сохранить великий и могучий, предотвратить засорение его иностранными заимствованиями и сленгом. Кубань стала одним из восьми российских регионов-победителей проекта. Краснодарский край является полиэтничным. На его территории проживает больше 120 национальностей, они говорят на сотне языков. Именно поэтому Кубани отвели роль площадки для обучения педагогов со всего Северного Кавказа и отработки новых методических подходов к преподаванию. В этом году за парты сели больше 3700 учителей начальных классов и предметников. Координатором проекта в нашем регионе, а также республиках Кабарино-Балкария и Дагестан, выступает Институт развития образования Краснодарского края.
«Краснодарский край проделал огромную работу в этом проекте, действительно огромную, работу уникальную и можно отметить очень высокий уровень методической компетентности сотрудников института Краснодарского края», — сказала Елена Мацыянка, доцент кафедры русского языка и литературы Академии повышения образования, г. Москва.
По итогам первого года программы специалисты института собрали передовые практики преподавания русского языка и подготовили 20 учебных пособий с методическими рекомендациями, планами проведения уроков и полезными советами. Ими может воспользоваться каждый российский учитель.