Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Приднестровье говорили о важности изучения русского языка
01.12.2016
Русский центр в Тирасполе 29 ноября собрал преподавателей, учителей, студентов и школьников Приднестровья. Встреча была посвящена актуальным проблемам языков. Участники круглого стола «Язык и время» говорили о важности изучения русского языка в нашем регионе, о проблемах молдавского языка, а также о современном состоянии грамматики украинского языка.
Заведующая кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации филологического факультета Приднестровского государственного университета Екатерина Погорелая выступила с докладом на тему «Исторические акценты современной лингвистической парадигмы». В своём выступлении она объяснила, по каким законам функционирует язык. Рассуждая о происхождении понятия «парадигма», докладчик рассказала студентам и преподавателям о четырёх парадигмальных функциях языка. «Язык – это белое полотно, на нём не должно быть пятен. Извлечение одного волокна приводит к деформации всей языковой системы», – отметила Екатерина Погорелая.
На встрече также были зачитаны доклады не только преподавателей кафедры, но и студентов первого курса магистратуры, учителей и школьников.