Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Гости из России побывали в Русском центре Хошимина
11.11.2016
Эта неделя в Русском центре при Педагогическом университете Хошимина была насыщена интересными событиями. 8 ноября Русский центр и факультет русского языка принимали гостя из Российского университета дружбы народов (г. Москва), профессора кафедры русской и зарубежной литературы, доктора филологических наук С. М. Пинаева, который прочитал студентам V курса лекцию по русской литературе «Поэзия Cеребряного века». Студенты познакомились с такими литературными направлениями, как символизм, акмеизм и футуризм.
9 и 10 ноября нас посетила делегация из Томского государственного университета по линии Россотрудничества в составе проректора по международной деятельности, доктора социологических наук, профессора А. Ю. Рыкуна, проректора по информатизации, заведующего кафедрой программной инженерии, доктора физико-математических наук, профессора О.А. Змеева, кандидата филологических наук, заместителя декана по обучению иностранных граждан, доцента кафедры русского языка С. В. Фащановой.
В течение двух дней наши гости провели презентацию Томского университета, мастер-классы по различным темам для вьетнамских студентов и методические семинары для преподавателей.
Кроме профессиональных целей, специалисты из Москвы и Томска привезли проекты международных договоров о сотрудничестве, которые предполагают обмен студентами и преподавателями между нашими странами, обучение вьетнамских выпускников в магистратуре и аспирантуре Томского университета и РУДН, совместную научно-исследовательскую деятельность не только в области русистики, но и в области математики, химии и физики и т. д.
Гостей из России для обсуждения проектов сотрудничества принял ректор Педагогического университета доктор Нгуен Ким Хонг и сотрудники международного отдела.