Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Всероссийская научно-практическая конференция «Русский язык в полилингвальной среде» прошла в Махачкале
31.10.2016
С 27 по 29 октября в Дагестанском государственном педагогическом университете при поддержке фонда «Русский мир» проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Русский язык в полилингвальной среде». В работе конференции приняли участие 179 делегатов: преподаватели вузов, учителя школ, студенты, магистранты, аспиранты и школьники Махачкалы, Чечни и Ингушетии.
Первый день работы конференции начался с приветственного слова к гостям и участникам проректора по научной работе ДГПУ профессора З. В. Атаева, который отметил огромную роль русского языка как средства межнационального общения в Дагестане и пожелал участникам конференции конструктивной работы. С приветственным словом к делегатам конференции обратилась З. Н. Багдуева, зам. начальника Управления образования. В своём выступлении она акцентировала внимание на качестве подготовки будущих учителей для начальной школы, отметила, что дагестанская школа ждёт от Педагогического университета хорошо подготовленных, интеллигентных учителей, способных эффективно реализовывать в учебном процессе новые образовательные стандарты.
Декан факультета начальных классов ДГПУ профессор Зульпат Абдулгалимовна Магомеддибирова в своём приветственном слове отметила, что языковое образование на наших глазах постепенно превращается в важную стратегическую задачу развития современного российского общества, подчеркнула огромную роль русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников и студентов. В заключение она поздравила всех участников конференции, пожелав им успехов и плодотворной работы в рамках проводимого мероприятия.
На пленарном заседании выступил также профессор кафедры Теоретических основ и технологий начального языкового образования Алилгаджи Абдуллаевич Абдуллаев. В своём обращении к делегатам конференции он акцентировал внимание на современных проблемах обучения русскому языку в многонациональном Дагестане, отметил, что в последние десятилетия к традиционным трудностям овладения русским языком прибавились новые, связанные с расширением масштабов глобализации, экспансией английского языка и сужением сфер функционирования русского языка в евразийском пространстве и, соответственно, в Дагестане.
Работа пленарного заседания была продолжена выступлением директора гимназии «Сахаб» Александра Данияловича Магомедова. В своём докладе он не только поделился личными рассуждениями о русском языке как национальном достоянии и неиссякаемом духовном ресурсе, но и отметил необходимость совершенствования преподавания русского языка в школе и в вузе на инновационных основах.
В рамках Всероссийской научно-практической конференции «Русский язык в полилингвальной среде» вели работу три секции, на которых были заслушаны доклады преподавателей вузов, учителей, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников. Темами секция стали: «Русский язык как средство межнационального общения», «Инновационные методики и технологии в преподавании русского языка в полилингвальной среде» и «Я русский бы выучил только за то…»
28 октября конференция продолжила свою работу круглым столом «Значение русского языка для дагестанцев – носителей национально-русского двуязычия».
В рамках конференции был проведён конкурс на лучшую статью. Все члены конкурсной комиссии отметили, что участники конференции глубоко исследовали и интересно презентовали актуальные темы функционирования русского языка в полилингвальной среде.
Всероссийская научно-практическая конференция «Русский язык в полилингвальной среде» завершила свою работу подведением итогов и награждением победителей дипломами, благодарственными письмами и памятными подарками. Каждый присутствующий делегат получил, кроме того, сборник опубликованных научных материалов: статей и тезисов преподавателей, магистрантов, студентов и школьников, принявших участие во Всероссийской научно-практической конференции. В сборник были включены статьи, посвящённые инновационным методикам и технологиям в преподавании русского языка в полилингвальной среде, вопросам культуры русской речи в условиях двуязычия, роли русского языка как средства межнационального общения в России, а также интернационального и патриотического воспитания. В статьях сборника представлен материал, отражающий сферу научных интересов и приоритетов не только учёных-исследователей, преподавателей вузов, учителей-словесников, но и аспирантов, магистрантов, студентов, только начинающих свой путь в науке. В сборник с сохранением стиля включены также и сочинения-эссе учащихся старших классов, раскрывающие отношение современной молодёжи к русскому языку в условиях активного и гармоничного билингвизма.
После подведения итогов, награждения победителей для гостей и участников конференции был дан концерт художественной самодеятельности, подготовленный студентами факультета начальных классов ДГПУ.