Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Литературно-музыкальный вечер "Мастер и его Маргарита" провели члены Общества "МИР" в Мюнхене.
Роман о споре добра со злом, сатанинского и божественного можно считать биографическим: «мастером» Булгакова называла его собственная жена, Елена Сергеевна Булгакова (третья жена писателя). Поразившая их с Еленой Сергеевной «как молния, как финский нож любовь» и символ этой любви – хранимая Маргаритой засохшая роза, прообразом которой послужила реальная засохшая роза, вложенная Булгаковым в письмо Елене Сергеевне.
Видимо, и по этой причине роман притягивал, притягивает и будет еще долгие годы притягивать режиссеров, сценаристов, актеров, готовых показать зрителю свою собственную интерпретацию романа в художественных фильмах и театральных постановках.
Одной их таких интерпретаций был литературно-музыкальный вечер Общества «МИР» - Центра русской культуры в Мюнхене «Мастер и его Маргарита», посвященный 125-летию со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. Главными героями этого юбилейного мероприятия стали, приехавшие в столицу Баварии из Дюссельдорфа певица, композитор и гитаристка Марина Калмыкова и актер и режиссер Игорь Хохловкин.
Почти два часа Игорь Хохловкин читал, нет, скорее играл, а вернее – проживал главы из романа «Мастер и Маргарита» под аккомпанемент гитары Марины Калмыковой. Умело подобранные отрывки из глав под аккомпанемент гитары – это было настолько завораживающе, что время пролетело совсем незаметно.
В конце вечера я поймала себя на том, что все это время сидела, чуть дыша, внимала каждому слову и каждому звуку, произнесенному актерами. Сильным и глубоким было впечатление от услышанного живого слова автора бессмертного романа, не покидавшее меня несколько дней после спектакля.
Хочется пожелать себе и всем пришедшим в тот вечер гостям в недалеком будущем снова встретиться с этими замечательными актерами - Игорем Хохловкиным и Мариной Калмыковой, посмотреть и послушать их новое выступление. Не сомневаюсь, что все, что они покажут зрителю в следующий раз, будет таким же впечатляющим, как и этот булгаковский вечер.