Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Миллион человек в мире записались на олимпиаду по русскому языку
28.10.2016
Около 1 миллиона человек по всему миру зарегистрировались для участия в Международной олимпиаде по русскому языку, проводимую Институтом русского языка имени Пушкина, сообщила 27 октября вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец.
По словам Голодец, Россия поддерживает программы развития русского языка за рубежом, и эти программы уже дают свои результаты.
Вице-премьер добавила, что программа ориентирована прежде всего на соотечественников и на русскоговорящую аудиторию, в основном туре приняли участие 502 тысячи школьников более чем из 50 стран мира.
В России, отметила Голодец, также наблюдается положительная динамика знаний по русскому языку. Доля школьников, не сумевших набрать минимальный балл по русскому языку на ЕГЭ в 2016 г., снизилась более чем в 2 раза.
Институт имени Пушкина проводит Международные олимпиады школьников по русскому языку под эгидой Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы с 1972 года. Основная цель мероприятия - продвижение русского языка за рубежом, поддержание и повышение интереса школьников к углубленному изучению русского языка как иностранного, формирование положительного имиджа России и другие задачи.