Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Голодец и Васильева разошлись во мнениях насчет нормы изучения русского языка в вузах
28.10.2016
Министр образования и науки считает, что предмет должен быть обязательным для студентов, а вице-премьер правительства заметила, что в вузе нужно уделять больше времени профессиональному становлению
Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец и министр образования и науки РФ Ольга Васильева разошлись во мнениях об обязательности изучения в вузах предмета "русский язык и культура речи": Васильева считает, что предмет должен быть обязательным для всех студентов, Голодец заметила, что русский язык студенты должны знать ещё по школьной программе, а в вузе им надо уделять больше времени своему профессиональному становлению.
Сегодня одна из участниц заседания Совета по русскому языку при правительстве РФ сказала, что во многих регионах вузовский предмет "русский язык и культура речи" перешёл в вариативную часть, хотя является обязательным. По ее словам, об этом говорили представители многих регионов на прошедшем накануне совещании Федерального агентства по национальностям, которое было посвящено государственной языковой политике. Она заметила, что на практике это получило "серьезные последствия", которые выражаются в том, что многие ректоры часы, предусмотренные на занятия русским языком, отводят на изучение иностранного языка.
Повысить уровень преподавания
Васильева заявила, что это является нарушением. "Они (ректоры) нарушают все, что можно, этот предмет (русский язык и культура речи - прим. ТАСС) обязательный. Мы узнаем список университетов, где это нарушается, и примем соответствующие решения", - сказала глава Минобрнауки.
Однако вице-премьер Ольга Голодец придерживается другого мнения, она заметила, что русский язык дети должны учить ещё в школе и не тратить на это время в вузе. "Если у нас ребёнок в школе не может научиться говорить по-русски, то зачем тогда мы здесь собрались? У нас выпускник школы должен свободно владеть русским языком. Но вы понимаете, что мы отнимаем уже у учащегося время на профессиональное его становление?" - сказала Голодец.
"Мы должны подготовить человека в школе полностью к обучению в вузе. И если он не умеет говорить по-русски, как он оказался в таком вузе? Тогда давайте проверим такие случаи, как у нас оказываются в вузах дети, не владеющие русским языком", - добавила вице-премьер.
В свою очередь, Васильева заявила, что уровень обучения русскому языку в школах следует повышать. "Добиться того, чтобы они (выпускники школ - прим. ТАСС) писали и говорили (на грамотном русском языке - прим. ТАСС), лет десять нужно для того, чтобы изменить подготовку сдачи ЕГЭ по русскому языку", - сказала она. "Если вы будете эту дисциплину убирать, мы будем ругаться", - обратилась ещё раз глава Минобрнауки к ректорам.
Однако Голодец напомнила, что на изучение русского языка в школьной программе отводится 2 тысячи часов. "И что? Мы за 2 тысячи часов не можем нормально научить ребенка? При том что мы и уровень зарплаты повышаем, и повышение квалификации устраиваем. Значит, что-то не так в методике преподавания?" - добавила вице-премьер.