Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Руководители Русских центров Молдавии приняли участие в семинарах Россотрудничества
06.10.2016
5 октября в Российском центре науки и культуры в Кишинёве состоялся экспертно-методический семинар, на котором обсуждались вопросы обеспечения российских центров и библиотек Молдавии учебной, учебно-методической и научно-популярной литературой. Н. Козина, заместитель главного редактора российского издательства «Златоуст», прочитала доклад, в котором осветила возможности оптимизации поставок литературы и перспективы использования электронных книг и цифровой литературы. В. Носов, руководитель Русского центра Молдавского государственного университета, рассказал об особенностях активного использования богатого книжного фонда Русского центра и о необходимости его пополнения учебной литературой для студентов, а Т. Сузанская, руководитель Русского центра в Бельцком университете, говорила о книжном пополнении, которое поступило в дар бельцкому центру от фонда «Русский мир» в 2015 г., а также об опыте создания учебников по русскому языку и литературе в Молдавии.
В этот же день руководители Русских центров, преподаватели русского языка и учителя лицеев приняли участие в научно-методическом семинаре, посвящённом актуальным процессам, происходящим в современном русском языке и новейшей русской литературе. Приветственное слово произнёс руководитель образовательных программ РЦНК В. Костецкий. Были заслушаны доклады профессора Оренбургского университета И. Просвиркиной «Активные процессы, происходящие в «русском устном» и профессора РУДН В. Мескина «Новейшая русская литература: проблемы, поиски решения. Роль книги и чтения в современном мире». Доклады сопровождались наглядными презентациями. Присутствующие с большим интересом задавали вопросы и активно участвовали в обсуждении проблем современной русской филологии, освещённых в докладах.