Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Во время летних каникул в Русский центр Университета Марии Кюри-Склодовской в Люблине приглашаются молодые жители города: учащиеся дошкольных учреждений, воспитанники летних лагерей, детских и молодёжных клубов культуры и т. д.
В июле – августе 2016 г. участниками летних занятий в центре стали воспитанники детского лагеря «Лето в городе – 2016», организованного Детским университетом УМКС. В течение пяти недель дети принимали участие в разнообразных художественных занятиях и мастер-классах, конкурсах, играх и т. д. Одним из пунктов программы детского лагеря было посещение Русского центра. Главной целью занятий в центре стало формирование интереса детей к русскому языку и культурному наследию России.
Вниманию детей был предложен ряд занимательных заданий, имеющих прикладной характер, были введены в игровой форме основные этикетные реплики на русском языке: дети узнали, как представиться, поблагодарить, поздороваться, попрощаться и т. д.
Малыши смотрели мультимедийную презентацию об основных элементах народной русской культуры, подготовленную сотрудниками центра, – кроме матрёшек, узнали и собственными глазами смогли увидеть изделия с хохломской росписью, самовар, балалайку, богородских «курочек на кормушке», кукол из вертепа, героев театра Петрушки, кукол в народных костюмах и др. Огромный интерес вызвал также мастер-класс по изготовлению русских народных кукол-«пеленашек», очередной год проводимый с успехом нашим центром.
Занятия завершались просмотром нескольких серий российских мультфильмов – «Маша и Медведь» и «Ну, погоди!».