Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1933 года в семье геолога, на станции Зима Иркутской области. Его отец писал стихи и привил любовь к поэзии сыну. Печататься он начал в 16 лет, его стихи вышли в газете «Советский спорт».
В 1951 году Евтушенко поступил в Литературный институт им.М.Горького, но вскоре был исключен за то, что выступил в защиту романа В.Дудинцева «Не хлебом единым». Первая книга стихов Евтушенко – «Разведчики грядущего» вышла в 1952 году. Тем же годом датированы стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», которые поэт, спустя много лет, назовет «началом серьезной работы» в литературе. Тогда же он был принят в Союз писателей СССР и стал самым молодым его членом.
В 1950-е годы он публикует серию поэтических сборников: «Третий снег», «Шоссе Энтузиастов», «Обещание» и др. Его стихи становились крупным событием как литературной, так и общественной жизни: «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983). Евтушенко много путешествовал. Он не только был на всех континентах земли, но и написал стихи и поэмы о каждой стране, где побывал. В начале 1960-х годов Евтушенко одним из первых среди поэтов выходит на эстраду. Тогда же он начинает писать песни.
Им опубликовано более 10 поэм – «Казанский университет» (1970), «Ивановские ситцы» (1976), «Непрядва» (1980), «Под кожей статуи Свободы» (1968), «Снег в Токио» (1974), «Голубь в Сантьяго» (1978), «Мама и нейтронная бомба» (1982) и др. Прозу он начал писать еще в студенческие годы. Первый рассказ – «Четвертая Мещанская» был напечатан в журнале «Юность» в 1959 году. В результате нескольких поездок на Кубу родилась поэма в прозе «Я – Куба», ставшая основой для сценария фильма, поставленного в 1964 году.
Его деятельность в кинематографе тоже была успешной – это и фильм «Взлет» (1979), где он сыграл главную роль (Циолковского), и его целиком авторский фильм «Детский сад» (1984). В качестве сценариста, режиссера, актера выступил в фильме «Похороны Сталина» (1990).
Он автор фантастической повести «Ардабиола», нескольких рассказов, ряда очерково-публицистических книг. В конце 1980-х годов активизируется как публицист. Он переезжает жить в США, но часто бывает в России.