Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В рамках «Гринландии» впервые открылся педагогический лагерь
15.07.2016
До официального открытия «Гринландии» чуть больше суток, но на поляне уже множество палаток: впервые здесь работает педагогический лагерь Всероссийского педагогического собрания. Задача – выработать концепцию развития Российского движения школьников, предложить новые идеи и найти новые способы работы с детьми.
Это – патриотическая площадка: здесь учатся взаимодействовать с историей, а именно, с музеями. Поход в музей не должен превращаться в обязаловку, отечественную историю нельзя рассказывать скучно, у специалистов даже есть девиз – «Музей, учи учителей».
А здесь всё весело: хип-хоп, брейк-данс, да ещё на свежем воздухе – что это, отдых? Нет, говорят педагоги, это работа творческой площадки: учителя должны уметь говорить с детьми на одном языке, в том числе и на языке танца.
Здесь тоже учатся говорить с детьми на одном языке – теперь уже спортивном: задача педагогов – научиться вовлекать детей в подвижные игры.
Трудовая секция: в руках у участников – цветы самодельные, но здесь есть люди, благодаря которым по всей России высажены сады самые настоящие – это Сады Победы. В селезеневской средней школе подали пример школьникам всей страны, предложив высаживать яблони в память о героях Великой Отечественной. Сегодня директор школы Лидия Самойленко рассказывает, как модернизировать работу учебно-производственной бригады, чтобы она не превратилась в обычную отработку.
А это – мастер-класс, посвященный жизненным ценностям: здесь учатся искать индивидуальный подход к каждому ребёнку, пусть даже их тридцать в классе. Нина Рубан преподает русский язык и литературу в посёлке Демьяново Подосиновского района: она знает, как необходимо общение с коллегами и обмен опытом для учителей из глубинки.
Здесь уверены, что создают новое, но от лучших традиций прошлого отказываться не готовы. Выращивать потребителей – просто, и к педагогике это не имеет отношения: её задача - воспитывать граждан, - считает идейный вдохновитель патриотического проекта «Гринландия», депутат Государственной Думы Олег Валенчук.
На открытии «Гринландии» высокие гости приветствуют участников педагогического лагеря. Идея его создания возникла в конце прошлого года, как только был подписан указ Президента о создании Российского движения школьников. Олег Валенчук провёл экстренное совещание с педагогами области, чтобы решить, каким должно быть новое движение. Тогда и задумали обменяться идеями и опытом на «Гринландии»: сегодня здесь более двадцати районов, итоги работы будут представлены общественности и правительству региона, и это станет первым шагом в работе Кировского отделения Российского движения школьников.