Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Общество русской словесности выступило за экспертизу учебников по литературе
14.07.2016
Общество русской словесности предложило комплекс мер для улучшения ситуации с изучением русского языка и литературы.
"Провести экспертизу состояния нормативно-правового обеспечения языковой политики и начать разработку концепции государственной языковой политики Российской Федерации, провести широкое научное и общественное обсуждение перечня произведений русской литературы, обязательных для изучения в средней школе", - говорится в резолюции Общества, принятой на заседании его президиума, которое проходит в среду в Москве под председательством патриарха Кирилла.
Общество также призвало проанализировать эффективность Национальной программы поддержки и развития чтения (2016-2020 гг.) и рассмотреть по итогам экспертизы возможность придания этой программе статуса государственной.
"Разработать механизм независимой экспертной оценки учебников, учебно-методических комплексов (по русскому языку и литературе - "ИФ"), словарей русского языка, языков народов России и принципы формирования федерального перечня учебников и словарей, рекомендованных для комплектования библиотек образовательных организаций", - сказано в документе.
Его авторы высказались за разработку федеральной программы и порядка комплектования библиотек образовательных организаций с учетом требований действующих федеральных госстандартов и специфики языковой ситуации в регионах, призвали рассмотреть целесообразность существующей ныне системы подготовки учителей русского языка и литературы по программам прикладного бакалавриата, разработать концепцию подготовки учителя-словесника и его профессиональной аттестации, подготовить предложения по трудоустройству выпускников с фундаментальным филологическим образованием.
Они также предложили разработать курс "Русская словесность" и подготовить предложения по введению его в практику подготовки педагогов дополнительного образования.
Как сказано в документе, упомянутые предложения приняты, учитывая озабоченность снижением уровня филологической грамотности, читательской и речевой культуры населения, падением престижа филологического образования, несовершенством учебных программ и образовательных стандартов в области филологии, снижением мотивации обучающихся к изучению русского языка и литературы. Отмечается также отставание существующей методики преподавания русского языка и литературы от образовательных запросов обучающихся и родителей, снижение речевой и читательской культуры населения страны, уровня подготовки педагогов.
Резолюция будет направлена во все образовательные учреждения России, органы управления образованием субъектов РФ, в Госдуму и Совет Федерации, в Минобрнауки, правительство и администрацию президента России.
Общество русской словесности было образовано в марте 2016 года. Его возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл по предложению президента РФ Владимира Путина. Общество призвано объединить усилия государства, ученых, преподавателей, деятелей искусства и любителей словесности по сохранению и изучению русского языка и литературы.