Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Для учителей введут ежегодную всероссийскую олимпиаду
11.07.2016
Преподаватели русского языка смогут не только проверить свои знания, но и получить денежные призы
Министерство образования и науки прорабатывает идею проведения ежегодных олимпиад для учителей русского языка. По словам представителей ведомства, олимпиада будет служить важным инструментом повышения профессионального уровня педагогических кадров. На основе результатов олимпиады может осуществляться адресное обучение, дифференцированное по уровню подготовленности учителей. Участвовать в олимпиаде учителя будут на добровольной основе. Для призеров и победителей предполагаются денежные призы и возможность бесплатного повышения квалификации. Церемонию награждения предлагается проводить в Перми.
— Этот проект не только предоставляет возможность каждому учителю определить свой профессиональный уровень, но и является мощным стимулом к самосовершенствованию. Являясь объективным способом определения профессионального уровня учителя, олимпиада в конечном итоге позволяет эффективно управлять качеством школьного образования в новом формате, адресно подходить к вопросу повышения квалификации учителя, — пояснили в ведомстве.
Предполагается, что олимпиада будет проходить в два тура: заочный (отборочный, проводится в дистанционной форме) и очный (заключительный, проводится для определения победителей и призеров олимпиады). Олимпиадное задание 1-го (заочного) тура должно состоять из 30 вопросов, на которые участникам нужно будет ответить в течение 90 минут. Задания 2-го (очного) тура может носить практический характер, но не более 40% от общего количества вопросов, которых будет 45. На выполнение заданий 2-го тура у участников будет 100 минут.
Победители и призеры олимпиады получат денежные призы. Призовой фонд олимпиады составит не менее 200 тыс. рублей. Кроме того, они получат возможность бесплатного обучения (повышения квалификации). По завершении обучения будет выдаваться документ, который может быть использован педагогом в рамках кредитно-накопительной системы повышения квалификации (дополнительное профессиональное образование).
По словам представителей министерства, ключевыми задачами проведения олимпиады являются: выявление и поддержка творчески работающих учителей, обладающих высоким уровнем сформированности предметных компетенций; объективная независимая экспресс-оценка предметных компетенций учителя c предоставлением индивидуальных результатов каждому учителю и обобщенных данных органам управления образованием в максимально сжатый срок; инновационная форма повышения квалификации педагогов; создание интерактивной площадки для обучения и общения учителей-предметников.
— Пока не видела конкретных материалов. Очевидно, речь идет о проверке знаний учителей. Это абсолютно нормальное явление, что даются проверочные работы для учителей. Нужно знать, понимает ли учитель что-то в предмете или нет. Качество подготовки учителя должно также изучаться. Считаю, что это очень полезное и хорошее дело, — заявила «Известиям» старший научный сотрудник Центра филологического образования «Института развития образования РАО», руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько.
Будут ли в дальнейшем подобные олимпиады проводиться для преподавателей других предметов, в ведомстве ответить затруднились.