Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В торжественном открытии, которое накануне прошло на сцене Центрального академического театра Российской Армии, приняли участие заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец и заместитель премьера Госсовета КНР Лю Яньдун.
«Наше культурное взаимодействие - этот путь к пониманию друг друга, уважению друг друга. Это путь взаимной любви», - отметила Ольга Голодец. Она напомнила, что «с Китаем Россию объединяет граница в 4,2 тыс. км, и нашему добрососедству, взаимопониманию учат нас сегодня наши лидеры».
Со своей стороны, Лю Яньдун подчеркнула, что «сила культуры не знает ни времени, ни пространства». «Это прочный мост, тесные узы и теплые объятия, которые соединяют сердца людей», - добавила она.
Программа вечера включала народно-танцевальные, хореографические и акробатические номера, вокальные композиции, а также уникальное явление китайской культуры – пекинскую оперу. Она представляет собой своеобразный сплав элементов европейского балета и акробатики, боевых искусств, виртуозного владения традиционными музыкальными инструментами и вокального мастерства.
Организатор фестиваля китайской культуры в Российской Федерации - Федеральная дирекция музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт».