Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вячеслав Никонов встретился в Государственной Думе с нижегородскими студентами
27.06.2016
23 июня группа студентов нижегородских вузов по приглашению председателя Комитета Госдумы по образованию Вячеслава Никонова посетила нижнюю палату российского парламента, побывала на заседании Комитета, познакомилась с деятельностью ряда подразделений аппарата Госдумы.
Центральным событием визита стала встреча студенческой делегации с руководителем Комитета по образованию Вячеславом Никоновым.
Политик рассказал о работе Комитета по образованию в Госдуме VI созыва. В числе важнейших итогов он назвал принятие первого в истории страны комплексного Закона об образовании, а также интеграцию образовательной системы Крыма и Севастополя в образовательную систему РФ.
- За последние пять лет были реализованы достаточно крупные программы. Например, программа модернизации системы образования. К сожалению, она закончилась в 2013 году, но после этого началась программа обеспечения всех детей в возрасте от трёх до семи лет местами в детских садах. А с 2016 года реализуется программа, связанная с созданием дополнительных мест в школах на ближайшие десять лет. Эти расходы оцениваются более чем в три триллиона, - сообщил Никонов.
- Были отрегулированы вопросы, связанные с оплатой за общежитие, а также порядок оплаты за присмотр и уход в детских садах. Мы восстановили школьные медали и нормы ГТО, всё это будет учитываться при поступлении в вузы, - напомнил депутат.
Особо Вячеслав Никонов отметил усилия Комитета в борьбе с псевдовузами. «Были созданы законодательные условия для приостановления государственной аккредитации у подобных «шарашкиных контор», которые в большом количестве существовали в нашей стране и выдавали дипломы за деньги, не осуществляя образовательную деятельность. Теперь процесс их закрытия пошел достаточно активно», - сообщил депутат.
- По инициативе Комитета по образованию и партии «Единая Россия» возвращено сочинение как форма проверки освоения учебной программы по русскому языку и литературе. И хотя проблемы с ЕГЭ ещё остаются, объективность проведения государственной итоговой аттестации повысилась, - сказал Вячеслав Никонов.
Глава думского Комитета рассказал, что в последнее время в ходе рабочих поездок в Нижегородскую область к нему обращались руководители вузов и представители студенческих организаций, обеспокоенные возможным сокращением стипендиального фонда. Вячеслав Никонов сообщил, что Комитет провёл необходимую работу с Министерством образования и Министерством финансов и заверил, что сокращения стипендий не будет.
В ходе встречи нижегородские студенты смогли задать политику вопросы, касающиеся состояния экономики и социальной сферы нашей страны, особенностей работы Госдумы, законодательства в сфере русского языка и перспектив развития образовательной сферы.
- Для меня как будущего политолога посещение Государственной Думы стало важным событием. Мы смогли увидеть, как на практике осуществляется законодательный процесс, и получили ответы на многие важные вопросы, - отметила студентка 4-го курса ННГУ Софья Малыгина.
Высоко оценил итоги встречи руководитель студенческой делегации, доцент кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации НГЛУ Евгений Семёнов. По его словам, нижегородские студенты смогли впервые посетить Государственную Думу и принять участие в работе одного из её комитетов. «Самое главное, студенты получили возможность непосредственного общения с Вячеславом Никоновым, профессионалом самого высокого уровня и одним из ведущих интеллектуалом России. Думаю, им предстоите внимательно осмыслить этот новый для себя опыт и всю информацию, полученную в ходе встречи», - резюмировал Евгений Семёнов.