Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Урок-проект «Путевые заметки об Армении» прошёл в Русском центре
09.06.2016
Студенты первого курса факультета армянской филологии в Русском центре Ереванского государственного университета представили урок-проект «Путевые заметки об Армении».
Как отметила преподаватель-русист А. С. Зурабян, цель урока – в формировании умения распознавать жанр путевых заметок, в развитии навыков анализа текста. Студенты получили задание прочитать путевые заметки и подготовить сообщения по очеркам А. Белого, О. Мандельштама, В. Гроссмана, А. Битова и др. В качестве слушателей были приглашены студенты первого курса факультета романо-германской филологии.
Как отметили студенты, путешествие в Армению – это путешествие в пространстве и во времени. Студентка Нерсесян Сона представила армянскую тему в творчестве А. С. Пушкина на материале путевого очерка «Путешествие в Арзрум».
Шахбазян Алина представила творчество С. Городецкого, историю его взаимоотношений с армянским поэтом Ов. Туманяном. Микаелян Диана подготовила сообщение по путевой прозе А. Белого. А. Белый представил всю «цветовую палитру», природу и архитектуру Армении.
Мкртчян Мариам отметила значение армянской темы в творчестве О. Мандельштама, провела сопоставительный анализ «Путешествия в Армению» О. Мандельштама и «Путешествия в Арзрум» А. Пушкина.
Мовсесян Эрмине представила повесть В. Гроссмана «Добро Вам!», обстоятельства его приезда в Армению, отметив, что Армения Гроссмана – это библейская страна, поражающая библейским колоритом и библейским духом. Шахбазян Карина представила «Уроки Армении» А. Битова.
Прозвучали также сообщения по творчеству М. Петровых, М. Дудина, студенты декламировали замечательные стихи русских поэтов, посвящённые Армении и армянскому народу.
Руководитель Русского центра Арусяк Нерсесян инициировала обсуждение после каждого выступления студентов. А по окончании урока-проекта студенты поделились своими впечатлениями от услышанного и увиденного.