Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Накануне Дня русского языка, который отмечается в день рождения А. С. Пушкина, 6 июня, в Русском центре Муниципального культурного института «Столичная библиотека» в Софии состоялось обучение студентов отделения русской филологии Софийского университета им. Климента Охридского, будущих учителей русского языка. Ведущим занятия был преподаватель по методике обучения русскому как иностранному доцент Антония Радкова.
Во время занятия речь шла о том, что современные достижения в сфере информационных технологий предлагают будущим учителям русского языка осваивать новые интегрированные образовательные ресурсы, к которым относится интерактивная доска, способствующая развитию коммуникативных навыков учащихся. Интерактивная доска даёт возможность привлечь и успешно использовать внимание класса, повышает мотивацию изучения русского языка. Использование интерактивных досок в обучении русскому языку имеет ряд преимуществ, но требует смены методических подходов в преподавании. Будущих учителей необходимо обучить использованию интерактивной доски и обеспечить хотя бы частично готовыми к употреблению электронными материалами.
По мнению студентов и преподавателей, которые проводят здесь своё обучение, площадка Русского центра является инновативным пространством, которое повышает престиж МКИ «Столичная библиотека» и утверждает её как место реализации актуальных образовательных проектов.