Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Минобрнауки представит программы повышения квалификации педагогов
Как стало известно "Ъ", Министерство образования и науки РФ летом 2016 года приступит к внедрению новых программ повышения квалификации для учителей русского языка и литературы. Изменения коснутся содержания образовательных программ и методики их преподавания. Предполагается, что число практических занятий в рамках этих дисциплин увеличится, а в будущем в ЕГЭ появится устная часть. А пока самих педагогов ждет серьезная проверка: учителя из Чечни, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Тувы должны пройти тест на знание правил русского языка и умение донести их до ученика.
Новые программы повышения квалификации для школьных преподавателей русского языка и литературы проходят экспертизу и начнут реализовываться уже летом 2016 года, сообщили "Ъ" в пресс-службе Минобрнауки. Свежие стандарты разработаны Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Они основаны на утвержденной правительством весной 2016 года "Концепции преподавания русского языка и литературы". Изменения коснутся содержания образовательных дисциплин и методики их преподавания. Так, в Минобрнауки предполагают, что нововведения "позволят поднять число практических занятий на уроках".
Процедура повышения квалификации учителей также изменится: "больше станет практической работы, открытых уроков, усилится интерактивная составляющая". "Процесс обучения должен стать более индивидуальным, учитывающим особенности каждого ученика, с каким бы уровнем знания языка он ни приходил в школу",— цитирует пресс-служба ведомства первого замминистра образования и науки Наталью Третьяк. По ее словам, школьники должны уметь "свободно общаться на хорошем письменном и разговорном языке". В частности, речь идет о разработке механизма введения устной части в итоговую аттестацию, в том числе по русскому языку. В Минобрнауки подчеркнули, что это необходимо для "повышения уровня грамотности и интереса к чтению у российской молодежи". Однако ЕГЭ по русскому языку с устной частью ждет школьников не раньше чем "через несколько лет", уточнили в ведомстве.
Новые правила позволят решить ряд проблем, которые "копились в школах десятилетиями", считает декан филологического факультета Института русского языка им. А. С. Пушкина Андрей Щербаков. В частности, он обратил внимание на методику преподавания русского языка в классах, где есть ученики, для которых русский не является родным.
Сейчас, согласно федеральным государственным образовательным стандартам, на изучение русского языка и литературы отводится ежегодно 2685 часов (от четырех до девяти часов в неделю) на всех уровнях образования, таким образом, примерно каждый четвертый урок в школе — урок русского языка и литературы.
В апреле 2016 года Рособрнадзор начал проверку уровня знаний учителей русского языка и литературы. Тестирование пройдут более 32 тыс. педагогов из Чечни, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Тувы. Исследование пройдет в два этапа (лексико-грамматический и методический) и позволит "оценить готовность педагогов к преподаванию русского языка в полиэтнических, многоязычных классах", его результаты будут представлены в июле 2016 года.
Увеличение практических занятий прежде всего поможет самим педагогам лучше понять предмет и методику преподавания, считает учитель русского языка и литературы в центре образования N57 Сергей Волков, "нужна передача живой школьной традиции сильным учителем менее опытному: как задавать вопросы, как общаться с учениками, какие задания давать". Однако он опасается, что в рамках процедуры повышения квалификации педагога технологически такие встречи организовать сложно. Кроме того, по его мнению, задания устной части должны затрагивать то, что "волнует ребенка, чтобы была возможность вступить с ним в диалог, но процедура ЕГЭ требует обезличенности", что тоже вызывает опасения профессионального сообщества.
Анна Макеева
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2996302