Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лекторий любителей искусства вновь собрался в Тирасполе
25.05.2016
В Русском центре Приднестровского государственного университета прошло очередное заседание лектория любителей искусства. На этот раз разговор шёл о сокровищнице русской культуры ‒ Государственной Третьяковской галерее. Встреча была приурочена к 160-й годовщине со дня её основания.
Старший преподаватель кафедры литературы и журналистики Галина Николаева рассказала студентам об истории зарождения и становления галереи братьев Третьяковых. По её словам, с самого начала своего собирательства Павел Михайлович, старший из братьев Третьяковых, имел определенную цель: он желал создать общедоступное собрание национальной живописи. Галина Николаевна рассказала студентам и о самых значимых полотнах в экспозиции Третьяковки. Так, первыми картинами, с которых началось рождение галереи, стали работы Николая Шильдера («Искушение») и Василия Худякова («Стычка с финскими контрабандистами»). Обе работы были приобретены в 1856 году, именно этот год и считается годом основания Третьяковской галереи.
«Важное место в собрании галереи занимают портреты, ‒ подчеркнула Галина Николаевна. ‒ В конце 1860-х годов Павел Третьяков решает создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры. Среди которых, по его мысли, должны быть и писатели, и композиторы, и художники. Он покупает не только уже созданные портреты, но и заказывает их. По его просьбе были написаны портреты Рубинштейна, Островского, Тургенева, Толстого, Шишкина и Гончарова».
Не обошли вниманием и младшего из братьев Третьяковых, также внесшего весомый вклад в создание галереи. «Коллекционировать Сергей Михайлович начал позже своего брата, ‒ отметила Галина Николаевна. ‒ Его собирательство носило бессистемный характер, однако в его коллекции были замечательные работы западноевропейских художников XIX века. Покупка картин этих художников обошлась Сергею Михайловичу почти в 1 млн франков». В дальнейшем оба собрания были переданы в дар городу Москве.