Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
27 апреля 2016 г. в Русском центре при МКИ «Столичная библиотека» состоялся традиционный марафон чтения книг российских авторов. В марафоне приняли участие школьники третьего и четвертого классов средней школы № 18 им. Виляма Гладстона, которые изучают русский язык.
М. Георгиева встретила юных гостей, рассказала им о чтении в Столичной библиотеке и о традиции проведения марафона, посвящённого Международному дню книги.
Дети с интересом рассмотрели коллекцию детских книг Русского центра и окунулись в мир сказок, рассказов и стихов. Вместе со своей учительницей русского языка – Евгенией Стойневой, они выбрали тексты, которые прочитали: «Котенок по имени Гав» Григория Остера и «Тихая сказка» Самуила Маршака.
Показывая детям игрушечного Чебурашку, руководитель Русского центра спросила у них, знают ли они возраст любимого несколькими поколениями знаменитого героя книги и мультфильмов. После некоторых предположений М. Георгиева рассказала, что в 2016 г. отмечается 50 лет с выхода в свет книги «Крокодил Гена и его друзья» Эдуарда Успенского, и показала несколько изданий.
Дети вместе спели свои любимые песни: «Песенку крокодила Гены», «Чебурашку», «Голубой вагон» – и посвятили своё выступление празднику.
Посещение закончилось в детском отделе библиотеки, где библиотекари и школьники разговаривали о значении чтения для них, о детских книгах и любимых авторах и жанрах.
На протяжении всего апреля в Столичной библиотеке проходит акция на тему «София – город книги, чтения и грамотности».