Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Таллине, в Зимнем саду театра «Эстония» состоялось праздничное благодарственное мероприятие для учителей воскресных школ национальных меньшинств.
Министерство образования и науки вместе с фондом интеграции и миграции «Наши люди» (MISA) передали 14 благодарственных писем учителям действующих в Эстонии воскресных школ национальных меньшинств: за активное ведение деятельности и многолетнюю работу в школе, пишет BaltNews.ee.
По словам руководитель отдела общего образования Минобрнауки ЭР Ирене Кяосаар, эстонское государство поддерживает воскресные школы национальных меньшинств, начиная с 2004 года.
«За эти годы число школ выросло, поскольку общины национальных меньшинств ощущали потребность заниматься воспитанием подрастающих поколений — учить их языку предков, культуре и обычаям. Приятно констатировать, что некоторые школы, где обучались дети ещё с начала 2000-х годов, открыты до сих пор — сменились только ученики, которые стали родителями сегодняшних воспитанников воскресных школ, а также учителя воскресных школ», — сказала Кяосаар.
Известно, что в 2006 году MISA выделил на проведение учебной деятельности пособия десяти воскресным школам национальных меньшинств. А в прошлом году пособия на деятельность получили 30 воскресных школ национальных меньшинств. Как сообщили в пресс-службе Целевого учреждения, в текущем учебном году финансируется деятельность украинской, русской, азербайджанской, латвийской, грузинской, ингерманландской, татарской, узбекской, белорусской, кабардинской, корейской и армянской воскресных школ. Больше всего воскресных школ в Таллине, но действуют школы и в Пярну, Локса, Тарту, Вильянди, Маарду, Тапа, Валга, Йыхви, Нарве и Силламяэ.
По словам Ирене Кяосаар, позитивно, что ядро воскресных школ национальных меньшинств с годами осталось прежним.
«Из действовавших в 2006 году школ в этом учебном году продолжают работать 7 воскресных школ. Это могло произойти, только благодаря последовательной работе учителей и руководителей воскресных школ, которые мотивировали родителей, побуждали учеников и постоянно учились и сами», — добавила чиновница образовательного ведомства.
«Воскресные школы часто для детей и молодёжи других национальностей являются единственным местом, где они могут познакомиться со своими корнями, выучить язык предков и историю культуры, — отметила руководитель направления по партнерским связям MISA Кристина Пиргоп. — В школе молодёжь приобретает также много необходимых для жизни знаний и навыков — помимо традиционного рукоделия и приготовления блюд национальной кухни, молодёжь учат понимать важность обычаев и традиций, а также учат уважать обычаи разных государств».
В ходе праздничного мероприятия учителям и руководителям воскресных школ передали благодарственные письма руководитель отдела общего образования Министерства образования и науки Ирене Кяосаар и руководитель MISA Дмитрий Бурнашев. Для прибывших на церемонию учителей 25 воскресных школ с народными песнями, стихами и танцами выступили воспитанники воскресных школ Кореи, Азербайджана, Украины и Латвии.
Деятельность воскресных школ национальных меньшинств финансирует Министерство образования и науки из государственного бюджета Эстонской Республики.