Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На факультете русского языка Педагогического университета Хошимина заканчивается педагогическая практика, которая проходит в российских и вьетнамских школах города.
Уже много лет базой прохождения этой практики является российская средняя школа «Вьетсовпетро» в городе Вунгтау, наш постоянный партнёр в сфере образования и воспитания вьетнамской молодёжи, укрепления дружбы и сотрудничества между нашими народами.
Эта школа имеет историю, тесно связанную с развитием российско-вьетнамского сотрудничества. Школа была открыта как неполная средняя 1 сентября 1984 года в связи с необходимостью обучать детей советских сотрудников, работающих в «Вьетсовпетро», количество первых учащихся составляло всего 48 человек. В связи с прекращением деятельности генерального консульства Российской Федерации в г. Вунгтау и в соответствии с приказом СП «Вьетсовпетро» от 21 октября 1992 года № 913 школа была включена в состав Жилищно-коммунального комплекса СП «Вьетсовпетро». В 2014 году школе исполнилось 30 лет.
В 2015‒2016 учебном году в школе обучается 272 ученика. Осуществляют педагогическую деятельность в 20 классах около 40 учителей и сотрудников школы. В школе работает высокопрофессиональный коллектив, успехи которого многократно отмечались почётными грамотами и званиями.
Вьетнамские студенты-русисты проходят практику под руководством и с помощью высококвалифицированных педагогов, которые с большой ответственностью передают им свой опыт. Ребята не только посещают уроки российских учителей и сами дают уроки в младших классах, но и принимают активное участие во внеклассной деятельности школы.
Делегация факультета русского языка и Русского центра посетила российскую школу, познакомилась с результатами педагогической практики, обсудила с директором школы Владиславом Владимировичем Бурдейным перспективы дальнейшего сотрудничества в следующем учебном году.