Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
28 марта 2016 года Государственному академическому Большому театру России исполнилось 240 лет. Именно в этот день белградский Русский центр организовал круглый стол на тему «Большой театр – история и современность». В этом мероприятии участвовали ученики начальных школ «Милое Васич» и «Петар Кочич». Ученики подготовили презентации об истории театра, советской эпохе, Большом театре в XXI веке, реконструкции исторического здания театра и новой сцене, труппах и многом другом.
В начале программы методисты рассказали ученикам о том, что становление и формирование белградского балета происходило благодаря русской музыкальной и театрально-художественной эмиграции. Ученики познакомились с некоторыми выдающимися деятелями того времени и узнали, что русские артисты составляли основную часть балетной труппы белградского Национального театра и внесли большой вклад в историю сербского балета 20-х годов XX века. Благодаря им и их мастерству началось развитие сербского национального балета.
Потом ученики представили свои доклады и презентации. Речь зашла и о знаменитой балерине Майе Плисецкой, о её жизни и творчестве. У учеников была возможность посмотреть фрагмент из балета «Болеро».