Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Печский Русский центр снова принял участие в вебинаре ГИРЯ им. А. С. Пушкина
19.02.2016
17 февраля в Русском центре Печа студенты – будущие учителя русского языка приняли участие в очередном вебинаре, организованном Государственным институтом русского языка имени А. С. Пушкина. Если в январском вебинаре принимали участие учителя русского языка, работающие в гимназиях г. Печа, то в этот раз – в связи с ранним временем работы вебинара, в нём смогли принять участие только студенты.
Лекция старшего научного сотрудника Н. Б. Битехтиной «Игровые задания на уроках русского языка как иностранного» вызвала большой интерес у студентов, первый раз участвовавших в таком мероприятии. Студентка-магистранка 1 курса Вивьен Мислени отметила, что ей очень понравилась игра «Что объединять?», а студентка 2 курса магистратуры Оршоя Надь сказала, что очень интересной была игра «Умное эхо», и так как она сейчас проходит практику в базовой гимназии университета, то попробует использовать эту игру на своих уроках по русскому языку.
Студенты выразили желание принять участие в дальнейших вебинарах, проводимых ГИРЯ им. А. С. Пушкина, а сотрудники Русского центра пообещали организовать открытую площадку для одновременного участия в вебинарах всех желающих – студентов, учителей и просто любителей русского языка.