Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
11 февраля 2016 года Русский центр при филиале Российского государственного социального университета в Оше посетили ученики 5–7 классов средней школы № 33 им. С. Алымкулова.
Ребята познакомились с Русским центром, его проектами и библиотечным фондом. В рамках посещения они узнали много нового о жизни и творчестве А. С. Пушкина, посмотрев учебный видеофильм. Ученики также совершили виртуальную экскурсию по Царскому Селу, приняли участие в викторине «Знатоки творчества А. Пушкина» и в заключение посмотрели «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Самым активным участникам викторины были вручены грамоты Русского центра и информационный материал об Александре Сергеевиче Пушкине, о памятниках поэту в Москве, Санкт-Петербурге, Китае, Бишкеке и Оше.
В своих отзывах о посещении центра ребята говорили о том, что им понравился видеофильм, они узнали много нового о Пушкине, им было интересно. А учитель русского языка и литературы Дамира Шукурбекова поблагодарила «за прекрасное мероприятие, за хорошую организацию и доброе, внимательное отношение к детям».