Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С новинками в русской филологии знакомились в Кишинёве
15.02.2016
В Русском центре Молдавского государственного университета прошёл научный семинар, посвящённый новинкам в области русского литературоведения и языкознания. Выступившие члены кафедры русской филологии И. В. Ремизова и Н. А. Болычевская рассказали о новых книгах, монографиях, научных конференциях.
Особый интерес вызвал рассказ о монографиях, посвящённых творчеству Лермонтова, Есенина, Зощенко, Пастернака. Не менее интересными были обзоры лингвистических новинок: прозвучал обстоятельный анализ словарей, учебников, справочников. Была затронута тема публикаций в научных журналах с методическим уклоном: «Русский язык в школе» и «Литература в школе». Присутствовавшие обменялись мнениями, высказали пожелания о пополнении библиотеки центра новейшими изданиями.