Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Камышине «Диктант главы города» продиктует школьникам в том числе глава города
10.02.2016
Когда в конце минувшего года юные волгоградцы писали «диктант главы города», я спросила заместителя председателя комитета образования Камышина Ирину Лушникову, не хотят ли наши просвещенцы «позаимствовать моду» на такую контрольную работу. Та отнеслась к идее с позитивом и заметила, что, если Владимир Пономарев не будет возражать дать «свое имя» диктанту, его написание можно сделать интересной, патриотической акцией для ребят.
И вот решено: 19 февраля все шестиклассники Камышина пишут «диктант главы города». Впрочем, имя диктанту, скорее, дал приближающийся 100-летний юбилей нашего легендарного земляка, Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Ребятам в качестве диктанта комитет образования предложит небольшой отрывок из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.
Как рассказала infokam.su заместитель начальника информационно-методического отдела комитета образования Ольга Стрижакова, подбиравшая вариант диктанта, текст предстоящей контрольной работы по русскому языку окажется для шестиклассников довольно насыщенным, особенно в смысле пунктуации. Но педагоги при проверке не намерены считать ошибками те конструкции, которые шестиклассники еще не изучали. Да и вообще к «диктанту главы города» об Алексее Маресьеве решили не привлекать мальчишек и девчонок по принуждению — совсем слабых школьников, которые не захотят пробовать свои силы, от контрольной работы учителя могут освободить.
Диктант планируется написать на втором уроке, в обеих школьных сменах. Диктовать шестиклассникам текст известного произведения будут глава города Владимир Пономарев, депутаты Камышинской городской думы Владимир Козлов, Александр Хаценко, Наталья Кадашникова, Светлана Криулина, Любовь Филимонова, Михаил Колосов, Эдуард Пелипенко, руководитель камышинского комитета образования Наталья Цыбизова. Ну, и учителя школ, конечно, потому что местных «вип-персон» в роли учителей русского языка на все шестые классы Камышина, понятное дело, не хватит.
Кстати, поскольку внятно, размеренно и в то же время без «игры в поддавки» надиктовать текст ученикам — это не такое простое дело, как кажется со стороны, председатель комитета образования Наталья Цыбизова решила накануне собрать депутатов, чтобы немного проконсультировать их и потренировать...