Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Выставка, посвящённая русскому модерну, открылась в дрезденском Русском центре
08.02.2016
В Русском центре Немецко-русского института культуры открылась выставка государственного мемориального историко-художественного музея и музея-заповедника «Поленово» под названием «У истоков русского модерна». Пионерами этого художественного направления в русском изобразительном искусстве стали, помимо известных В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, М. В. Нестерова, две художницы: Е. Д. Поленова (1850–1898) и М. В. Якунчикова-Вебер (1870–1902).
На выставке представлены графики и постеры, которые позволяют проследить творческий путь этих самобытных русских мастеров. Научный сотрудник музея-заповедника «Поленово» М. Н. Глашкина рассказала собравшимся об истории первого в России провинциального художественного музея, доступного для всех слоёв общества. Сестра живописца В. Д. Поленова, Елена Дмитриевна была первым иллюстратором русских народных сказок, возрождала уходящее в прошлое искусство резьбы по дереву, расписывала керамику, работала с акварелью, неплохо писала маслом. Работы Елены Дмитриевны Поленовой экспонировались на многих выставках и имели успех у зрителей.
Мария Васильевна Якунчикова-Вебер – русская художница. Жила в Париже, приезжая на лето в Россию. Разделяла национально-романтические увлечения Абрамцевского художественного кружка С. И. Мамонтова. Она много и плодотворно работала, преимущественно в области декоративно-прикладного искусства, занималась деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Художник русского Серебряного века, М. В. Якунчикова-Вебер стала одной из провозвестниц символизма и модерна в русском искусстве.