Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Студенты из 22 ВУЗов Германии изучают русский язык в Томске
03.08.2004
Тридцать стипендиатов Германской службы академических обменов (ДААД) по программе "Русский язык для начинающих в РФ" с 28 июля по 20 августа на базе русско-немецкого центра (РНЦ) Томского политехнического университета (ТПУ) будут изучать русский язык и знакомиться с Томском и Томской областью. Об этом ИА REGNUM сообщила руководитель проекта и куратор группы Татьяна Зубарева. По ее словам в Россию и в Томск в частности приезжают либо отчаянные романтики, либо целеустремленные прагматики, которые хотят связать свой бизнес и карьеру с Россией. Вторых, как правило, большинство. Учить русский язык очень трудно. То, что студенческая молодежь Германии этим занимается, говорит о ее серьезных намерениях по отношению к России.
Стипендиаты ДААД проходят конкурсный отбор. Желающих "увидеть Россию своими глазами" довольно много. Средний конкурс - 15 человек на место. На конкурс представляется сочинение на русском языке "Почему я хочу поехать в Россию?" и рекомендация научного руководителя. Стипендиатом ДААД можно стать раз в пять лет. Поэтому каждый год в ТПУ приезжают разные люди. РНЦ сотрудничает с ДААД с 1999 года, за это время в Томске побывало 150 студентов. "Практика показывает, - что 2-3 человека из каждой группы возвращаются в Томск, - говорит Татьяна Зубарева, - либо на практику, либо на учебу. Поэтому сотрудничество РНЦ с ДААД имеет стратегическое значение для области. С малого начинаются русско-германские отношения". В группе из 30 человек есть и будущие специалисты по космической технике, архитекторы, физики, геологи, пианисты, журналисты, строители фундаментов и оснований, экологи, юристы, орнитологи и т.д. РНЦ провел опрос и выяснил, где хотели бы побывать немецкие студенты. Оказалось, что гости хотят побывать в Северске, "настоящем деревянном доме", сельском хозяйстве, в суде, на Синем утесе, на предприятии по охране окружающей среды и проч. Экскурсионная программа учитывает все разнообразие интересов. Каждый день до обеда студенты занимаются русским языком, после обеда - экскурсии. Со своей стороны РНЦ предлагает ребятам посетить мастерскую всемирно известного скульптора Леонтия Усова, конфетную фабрику "Красная звезда", пивоваренный завод "Томское пиво", фирму "ФОГ", ЗПП "Томский". Живут студенты либо в общежитии для иностранных студентов, либо в семье - по выбору.
Последнюю неделю своего пребывания в России немецкие студенты проведут в Москве, где их ждут экскурсии и занятия в московской лингвистическом государственном университете. По этой же программе, "Русский язык для начинающих в РФ", сейчас обучается еще одна группа в Ростове-на-Дону, последнюю неделю эти студенты проведут в Санкт-Петербурге. Информацию о России стипендиаты ДААД получают главным образом от своих знакомых, друзей, преподавателей, которые уже побывали в России.